Автор: Ольга Варламова

Среди имен знаменитых художников редко встретишь женское имя, Наталья Гончарова — самая известная русская художница. Гончарова и мода, Гончарова и музыка, Гончарова и театр — её интересовало всё. Правнучатая племянница жены Пушкина ходила по Москве с раскрашенным лицом и иллюстрировала книги футуристов. Ей вменяли порно и считали новым иконописцем, а первая персональная выставка закончилась для неё арестом. Да, она из того знаменитого рода Гончаровых, что и жена Пушкина, но у неё совсем другая семейная история.

Встреча, изменившая жизнь

Наталья Гончарова - портрет

Фото: http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post417550192/

Наталья Гончарова родилась в 1881 году в Тульской губернии. В двадцать лет поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение и успешно проявила себя на этом поприще, училась с отличием. За время обучения Наталья получила две медали: первую в 1904 году, а вторую — через три года.

Примерно в это время происходит судьбоносное знакомство художницы с её будущим супругом и единомышленником — Михаилом Ларионовым. Встреча с ним изменила жизнь и намерения девушки: она начинает много писать и искать свой стиль. Именно Ларионов посоветовал ей не тратить время на скульптуру, а заняться живописью. «Откройте глаза на свои глаза. У вас талант к цвету, а вы занимаетесь формой», — сказал он. Так всё и началось. Гончарова переходит на курс живописи к Константину Коровину и пишет много, безостановочно, ярко. Импрессионизм, примитивизм, кубизм, лучизм, картины на религиозные темы — кажется, она писала всё. Художница участвовала в деятельности общества футуристов, сотрудничала с известными поэтами Велимиром Хлебниковым и Алексеем Кручёных. Дружба с футуристами привела её к книжной графике. В 1912 году Гончарова оформила несколько книг Хлебникова и Кручёных. Она одной из первых книжных графиков в Европе использовала технику коллажа.

Обвинения в порнографии

В 1910 году Гончарова выставила несколько картин в Обществе свободной эстетики. Сразу после выставки газета «Голос Москвы» опубликовала анонимный отзыв, в котором две картины Гончаровой («Натурщица с закинутыми за голову руками» и «Натурщица с руками на талии») назывались порнографическими. На следующий день полиция наложила арест на эти работы. Гончаровой предъявили обвинения в распространении «явно соблазнительных картин». Считается, что до этого случая статья о порнографии не применялась по отношению к работам, имеющим художественную ценность. Не секрет, что обнажённых женщин рисовали и раньше. Но кто? Художники-мужчины. А вот женщина это сделала впервые. Наталия Гончарова рушила стереотипы «женского» поведения не только в живописи, но и в жизни. Именно с её легкой руки дамы в России облачились в платья-рубашки, а брюки и кепи художница начала носить одной из первых. В то время это был серьезный вызов обществу.

Натурщица с закинутыми за голову руками Фото: http://literaturno.com/chronicle/art-goncharova/

В 1914 году состоялась большая персональная выставка работ Гончаровой. В петербургском «Художественном бюро» было выставлено 762 полотна. Именно столько Наталья Гончарова написала за 13 лет работы. И снова скандал! Выставка была закрыта, а 22 картины были арестованы по санкции обер-прокурора Синода. Цензоры пришли в ярость из-за неортодоксального изображения христианских святых и использование авангардистских техник для религиозных сюжетов. Арестовали и саму художницу, дело дошло до суда. За Гончарову вступились различные деятели искусств, одним из них был вице-президент Академии художеств и хранитель Эрмитажа Н. Н. Врангель. Дело было выиграно, а цензурный запрет отменён.

Прима в области декораций

В 1915 году Наталия Гончарова по приглашению Сергея Дягилева приехала работать в качестве театрального художника в Париж. Тогда она ещё не знала, что в Россию больше не вернётся. Вместе со своим мужем Гончарова проживёт во Франции до конца своих дней. Супружеская пара поселилась в латинском квартале Парижа, где любил бывать весь цвет русской эмиграции. Гончарова и Ларионов устраивали благотворительные балы для начинающих живописцев. В их доме часто бывали Николай Гумилёв и Марина Цветаева, которые разбирались в искусстве и высоко ценили творчество художницы. «Вся Гончарова в двух словах: дар и труд», — говорила Цветаева.

Эскиз декорации к опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Фото: http://aria-art.ru/0/D/Dekoracii%20k%20opere/1.html

Европейская слава русской художницы началась ещё в 1914 году с создания декораций для оперы-балета «Золотой петушок». «Когда открылся занавес, и все увидели эти ослепительные декорации, очень русские, даже азиатско-русские, то зал просто замер, ахнул и на протяжении всего спектакля не мог отойти от первоначального впечатления», — рассказывает старший научный сотрудник Третьяковской галереи Ирина Вакар, знаток творчества художницы. У Гончаровой были последователи в этой области. Считается, что театральные работы Пабло Пикассо носят несомненный отпечаток гончаровского «Золотого петушка», в частности, костюмы к балету «Tricorne» («Треуголка»). Яркость и искренность, не имитация, не стиль «а ля рус», а подлинность, тонкое чувство деталей, традиция — таковы декорации Гончаровой. До самой смерти Дягилева Наталья была его примой в области декораций, ведущим художником. Она оформила балеты «Испанская рапсодия» (на музыку М. Равеля), «Жар-птица» (на музыку И. Стравинского), «Богатыри» (на музыку А. Бородина), оперу «Кащей Бессмертный» (на музыку Н. Римского-Корсакова).

Возвращение картин на родину

В конце жизни Наталия Гончарова сильно страдала от артрита. Чтобы удержать кисточку в руках, ей приходилось привязывать её веревкой. Именно так написаны последние картины, которые датируются 1958 годом. На эту серию Наталью Гончарову, всегда стремившуюся к авангарду во всём, вдохновил запуск первого искусственного спутника Земли.

Третьяковская галерея обладает самым крупным собранием картин Натальи Гончаровой. В 1989-м году, согласно завещанию художницы, её наследие было передано Советскому Союзу. Картины этой художницы являются одними из самых дорогостоящих в мире. 18 июня 2007 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Сбор яблок» была продана почти за 10 миллионов долларов США. На тот момент это была самая большая цена, за которую когда-либо продавалась картина художника-женщины. Через два года был установлен новый рекорд — написанная в 1916 году «Испанка» на аналогичном аукционе была продана ещё дороже! Искусствоведы называют Гончарову ярчайшим представителем авангардного искусства в мире, а в одну из годовщин её рождения поисковик Google посвятил художнице праздничный логотип.

Испанка, 1916. Фото: https://artchive.ru/artists/17874~Natalja_Sergeevna_Goncharova/works/253216~Ispanka

Источники:

Современное Искусство

Артхив