Фото: Deposit Photos

Автор: Виктор Сафонов

Всем хорошо известен большой международный аэропорт имени Марко Поло, но мало кто знает, что в Венеции всё ещё действует старый военный аэропорт Venice – Lido, построенный на заре авиации. Мне представился случай полюбоваться с высоты прекрасными видами города и посетить один из первых в мире аэропортов, хранящий память о двух мировых войнах.

Фото: личный архив автора

На борт маленькой «Cessna» я попал совершенно случайно: слетать в Италию меня пригласил товарищ из лётной школы. Для одного малоопытного пилота такой полёт — настоящее испытание: слишком много трафика и воздушных пространств, где диспетчеры говорят быстро, неприветливо, с непривычным акцентом, а ориентиры на незнакомой местности искать сложно. К тому же тарифы и аэропортовые сборы очень высокие, поэтому мы решили поддержать друг друга, разделить расходы, а в полёте поочерёдно управлять самолётом, вести коммуникацию и навигацию. Успешно преодолев все трудности, мы добрались до цели, зашли на посадку на аэродром Venice – Lido имени Джованни Ничелли (Giovanni Nicelli) — лётчика-аса времён Первой мировой войны, воевавшего на стороне Антанты.

Воздушная гавань пионеров авиации

Старый аэропорт Венеции находится в городском районе, расположенном на острове Лидо, несколько восточнее от исторического центра города. Остров соединён с площадью Сан-Марко городским водным транспортом. Изначально аэродром был воздушным причалом для военных и гражданских гидросамолётов, о чём свидетельствуют многочисленные картины и памятные таблички в зале аэровокзала, чудом сохранившего свой первоначальный облик. Само здание небольшое, уютное, со скромной отделкой, но массивные входные деревянные двери создают ощущение торжественности.

Фото: личный архив автора

Невероятно, но единственная действующая полоса аэропорта Venice – Lido до сих пор травяная! При этом аэродром оснащён подсветкой и может использоваться круглосуточно. Другого травяного поля, полностью адаптированного для ночных полётов, наши опытные инструкторы припомнить не могут.

На самой заре авиации аэропорт играл важную роль в жизни города и имел стратегическое военное значение. Но постепенно самолёты увеличивались в размерах, становились тяжелее, прихотливее в обслуживании, и остров Лидо уже не смог принимать их, передав эстафету новым большим аэропортам на континенте. Сейчас аэродром принимает в основном небольшие частные самолёты, некоторые из них способны перевозить до 20 пассажиров. Во время нашего прилёта на перроне стояли по большей части частные самолёты очень дорогих марок с немецкой и австрийской регистрацией, а также несколько вертолётов для обзорных экскурсий. Неприятно удивили аэропортовые сборы: за 4 часа от прибытия до взлёта нам пришлось заплатить 40 евро. Трудно представить, чтобы в Словении кто-нибудь попросил деньги за пользование травяной полосой.

Сюрпризы старого аэропорта

Сразу после прилёта мы пошли в здание аэропорта доложить о своём прибытии и зарегистрироваться на обратный рейс, но единственный человек, который нам встретился, был пожарный в спецодежде с… зажжённой сигаретой! Он, умело комбинируя слова из нескольких языков, пояснил нам, что сейчас сиеста и регистрировать нас никто не будет. Мы решили не нарушать местные обычаи и культуру труда и сами отправились отведать итальянскую кухню.

После обеда нас встретил в здании аэропорта новый персонаж: пожилой человек мафиозной внешности сначала внимательно осмотрел нас, затем неохотно признался, что владеет английским языком. Взяв медленно ручку, он ровным почерком внёс номер регистрации и данные о нашем маршруте. Тут моё внимание привлёк стеклянный шкафчик, заставленный моделями самолётов эпохи Второй мировой войны.

Когда-то я тоже собирал модели, но это была полная, точная, идеальная коллекция всех основных видов военных самолётов ВВС Италии и люфтваффе! Для полноты картины в этой коллекции не хватало только фигурок или портретов дуче с Герингом. Видимо, «Яки» и «Спитфайры» старика совсем не вдохновляли.

На обратном пути пилотировал я, а мой товарищ общался с диспетчерами. Это был мой первый опыт полёта на Cessna-172, но даже осваиваться особо не пришлось: самолёт отличный, проверенный десятилетиями, достаточно мощный, но главное — невероятно сбалансированный. Летать на такой машине одно удовольствие, а если ещё и над Венецией, то настоящее счастье!